СЦЕНАРИЙ
игровой программы «Казачьи игрища».
(Звучит песня, выходят казаки с ведущей, пританцовывают, поют. После окончания песни ведущая говорит свои слова, а казаки отходят на место для игрищ и начинают обсуждать без слов в какая игра будет первой )
Ведущий: Мы живем в краю традиций, и обычаев прекрасных,
Свободный дух казачества, стараясь возродить,
Идем к тому, что было предано забвению напрасно,
Чем жили предки, и нам необходимо жить
(под музыку входят казак с казачкой)
Казак: Здорова ночевали (дневали), господа казаки!
Казачка … да казачки расписные!
Казак: Сегодня мы с вами познакомимся, поиграем в казачьи игры.
Казачка: В прошлом, в каждой казачьей семье было много детей,
которые очень любили играть в разные игры.
Казак: Иногда сами дети выдумывали новые игры, которые прижились среди
станичных мальчишек и девчонок.
Казачка: Пора давно в станицах наших
Братам по улицам гулять,
А казачатам гиком старших
Витютней на базу гонять.
Казак: Ну что, братцы, настало время,
Собрать в кругу всех казаков.
Пора давно, нам по играть,
Повеселиться, отдохнуть.
(Один отделяется и находит камни и предлагает поиграть в камни).
1. Забавы с камнями
а) Камни небольшой величины, желательно плоские, кладутся на голову и на
внешнюю сторону ладони. Задача играющих — любым способом заставить соперника выронить один из камней, при этом свои камни должны оставаться на месте. Уронивший камень наказывается (получает кулаком в грудь).
Следует отметить, что если у кого-нибудь из игроков проявляется агрессивность
в любой игре, его тут же "наказывают" ударом плетки, на что он обязан ответить
"спасибо за науку", и игры продолжаются. За соблюдением правил игры обычно
следят самые опытные, уважаемые игроки.
б) Камни на голове и на плечах у шеи. Правила остаются прежними (игру можно
усложнить, применяя большее количество камней, или на другие участки рук).
2. "Пинки".
Игроки, держась за руки по команде начинают охаживать друг друга
пинками. Победителем считается тот, кто за определенный отрезок времени
нанесет большее количество пинков сопернику.
3."Снять шапку".
Играющие находятся в головных уборах. Под музыку вначале
выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью,
расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот,
кто первый снимет с соперника головной убор.
4. "Жук".
Кананием или считалкой выбирается водящий. Водящий становится
спиной к игрокам (обычно 34 игрока) и подставляет ладонь под ухо. Игроки
дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, чтобы он не
заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроков дотронулся до
него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь. Если угадал
неверно, то все игроки бьют водящего, если верно — то водящим становится игрок,которого угадал водящий.
5."Передай другому".
Игроки становятся в круг лицом внутрь. Один из игроков дает подзатыльник другому, тот, пытаясь увернуться, не сходя с места, передает подзатыльник следующему. И так — по всему кругу.
6."В жута".
Жут — веревка, у которой нет жесткого окончания, длиной примерно сантиметров сорок. Вначале кананием или считалкой выбирается водящий. Игроки садятся в круг на колени плотно друг к другу, водящий —в центр круга, колени прикрывают одеждой. Жут за спинами игроков. Водящий его не видит. Игроки стараются обмануть водящего, по возможности бьют его по спине. Задача водящего — вырвать жут не поднимаясь. Задача игроков — ударить и быстро передать жут другому игроку или спрятать его за спиной. Если водящему удалось вырвать жут, на его место садится тот игрок, у которого жут был вырван.
7."Достань ногой".
Кананием или считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Игроки сидят на земле. Водящий, не видя игроков, пытается достать их ногой. Игроки, не вставая, уворачиваются. При этом они так же наносят удары из сидячего положения ногами по водящему. Ежели водящий достал кого-нибудь из игроков, тот становится на его место. Территория, на которой проводится игра, обычно ограничивается.
8."Устоять в паре".
Играющие становятся спинами в паре друг к другу, руками берутся под локоть. Задача каждой пары — устоять на ногах, а по возможности — свалить другую пару, при этом рук не распуская. Количество пар не ограничено.
9."Кетоврас".
Игра в парах. Игрок ложится на землю на руки, другой сзади
берет его за ноги. Вторая пара проделывает то же и становятся друг напротив
друга. По команде пары сходятся, и соперники пытаются положить на землю
игрока, стоящего на руках. Проигрывает та пара, которая коснется земли первая.
10. "Устоять на дощечке".
Игроки стоят в кругу. Посреди круга лежит дощечка или другой плоский предмет. По сигналу все игроки пытаются встать на дощечку и удержаться на ней более трех секунд. При этом другие игроки пытаются вытолкнуть стоящего на дощечке игрока с нее и сами встать на дощечку. Побеждает тот, кто простоит более трех секунд.
11. "Вытолкнуть из круга" (с палкой).
Играющие становятся в центр круга, заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края — другой. По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг. Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.
12. "Вырвать репу" (с палкой).
Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.
13. "Положить на спину" (с палкой).
Игроки становятся спиной друг к другу. Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.
(Один из казачат предлагает остальным бросить игры и позаниматься с шашками. После переходят в борьбу).
Казак: Ой, да вы, Пугачевцы, ай-ли молодцы,
Да славны… славные ребяты.
Разудалые же дай бойцы,
Ай, дралысь, дралыся мы славно.
Ведущий : Шибутные пацаны, проще – казачата
На глазах станицы всей растут, как опята!
Норовят во всём блеснуть! И на то причина –
Может, скажет кто-нибудь: «Чёртов казачина!
Время вышло, братцы, надо закругляться.
(Казаки пожимают друг другу руки и участником).